ЧТО ДЛЯ БОССА ХОРОШО, ТО ДЛЯ ПОДЧИНЕННОГО - СМЕРТЬ Вопрос первый: "...существует ли некий перечень, в котором сопоставлялись бы профессии, занимаемые должности и допустимые виды деловой одежды (в том числе и с так называемыми "отклонения" от строгой нормы + с учетом времени года и ситуаций?"
Наиболее точный ответ: "Нет. Данный перечень, в современной нам жизни, не существует".
Но давайте не будем столь лаконичными и попробуем разобраться. Прежде всего, попробуем ответить на вопрос: "Кто или что может создать подобный перечень?". На него, очевидно, только два ответа - "Время" или "Авторитетный руководитель".
"Время". Если мужской деловой стиль формируется уже два столетия, то женский очень молод. Впервые его начала создавать мадам Шанель. Российскому же деловому стилю, практически, всего 10 лет, до этого мы были заняты "формированием нового человека". 10 лет - это слишком маленький срок для формирования общепринятого правила, канона.
"Авторитетный руководитель". Нет сегодня в России столь авторитетных лидеров таких, как императоры Японии или Китая, которые могли своим указом упорядочить одежду всех сословий страны. Да и время сейчас другое - время революционных перемен. А любые перемены в обществе, прежде всего, проявляются во внешнем виде людей. Вспомните, сколько модных волн прокатилось через нас за последнее десятилетие.
Итак. Получается, что в России сегодня нет четко сформулированного правила, канона женского делового стиля. А раз нет правила, то нет и исключений из него.
Но "свято место пусто не бывает". Поэтому, деловой стиль подменяется корпоративным, который вводится в жизнь жесткими приказами руководителей предприятий. Их можно понять - они пытаются наладить работу фирм. Вспомните эпизод из эпохального фильма Э. Рязанова "Служебный роман" - невозможно сосредоточиться на сухой статистике, когда весь день перед тобой по лестнице ходят женщины в мини-юбках. К сожалению, некоторые руководители не разбираются в моде, да и не должны - мода и имидж не их профессия. Вместо того, что бы посоветоваться со специалистами, они приказывают формально, копируя только им понравившиеся модели и стандарты. А моде приказывать бесполезно, ее нужно тонко чувствовать.
Теперь поговорим о ситуации возникшей на фирме, описанной в письме: " ... все должны отныне соблюдать деловой стиль: руководители подразделений должны одеваться весьма и весьма строго, служащие - некоторые допуски имеются ...".
Честно говоря, все перевернуто с ног на голову. Обычно, в крупных процветающих корпорациях, сотрудники, занимающие более высокую ступень служебной лестницы, имеют больше свободы действий, нежели их подчиненные. Бизнес требует от них более смелых, более креативных решений. Одновременно со свободой действий, свободой принятия решений растет и их ответственность перед фирмой и коллективом. И именно этот баланс должен демонстрировать их внешний вид. Работает формула: "Что для босса хорошо, то для подчиненного - смерть". Формула достаточно жесткая, но именно она регулирует производственные отношения. Внешний вид руководителя должен не только вызывать уважение, но и стимулировать у подчиненных карьерный рост. Он должен демонстрировать окружающим не только высокое положение сотрудника и соответственно этому его высокую зарплату, но и большую степень его свободы. Многие руководители предприятий сегодня не используют этот, весьма эффективный рычаг управления, считая, что деньги (зарплаты) могут решить все. Деньги нужны, но решают они далеко не все.
А теперь поговорим о заключительной части письма. Прежде всего, лично я не вижу проблемы в том, что носить - юбки или брюки. И юбки, и брюки - неотъемлемая часть современного женского делового стиля. Носите то, что Вам больше всего идет. Единственное правило, которое вы при этом должны соблюсти - стиль Вашей одежды должен быть идентичен общему стилю, принятому на фирме.
В подтверждение своей мысли повторю слова, которые сказал Михаил Швыдкой, подводя итог телевизионной передачи "За модой гонятся только дураки": "... у Бальзака есть замечательное рассуждение о том, что человек по-настоящему модный, человек со вкусом, глубокий не должен выделяться в толпе. Если ты выделяешься в толпе своей одеждой, то что-то у тебя совсем не так".
Из них следует не то, что Вы должны одеваться одинаково со всеми, как крестьяне в китайской деревне времен "Культурной революции". А то, что Вы должны быть уникальны, модны в рамках принятого канона, общего стандарта. Именно это в наибольшей степени ценится окружающими Вас людьми.
Проиллюстрирую сказанное историческим примером. Андрей Рублев творил в условиях жесточайшего церковного канона, но это не помешало ему сказать новое слово в искусстве и создать величайшие произведения, изменившие мировоззрение огромной страны. Жесткие рамки канона часто только оттачивают искусство мастера.
И так, осмелюсь дать Вам уважаемая Елена очень непростой совет - подберите тот стиль, который Вам идет, найдите ту одежду, в которой Вы чувствуете себя уверенно и гармонично соедините их со стилем Вашей фирмы. И уверяю Вас, Вы будете на вершине успеха.
Сегодня я ответил только на часть вопросов, поставленных в письме. На другую часть, не менее серьезную - отвечу отдельно.